Художница Лубайна Химид говорит, что ее работа не в том, чтобы делать что-то красивое. «Я не ожидаю, что вы придете на мое шоу и скажете: «Это очень красиво». Это не то, что есть на самом деле», — сказала она BBC Culture во время видеозвонка. Вместо этого ее картины призваны заставить людей задуматься об их отношении к истории и о том, что упускается из учебников.
Больше похоже на это:
- Изображения, которые определили зверства
- Художник, который помог изменить мир
- Искусство, исследующее правду о нашей планете
Химид является одним из самых влиятельных чернокожих британских художников, живущих сегодня, и занимается искусством уже более четырех десятилетий. «Работа Химида побудила многих пойти на риск — переосмыслить места, в которых мы живем, и спровоцировать изменения, которые мы хотим увидеть», — говорит Амрита Дхаллу, со-куратор ретроспективы Химида в Тейт Модерн, которая открывается на этой неделе. «Она предлагает нам подумать о пространствах, которые вдохновляют нас на творчество, и о материалах, которые нам нужно свободно воображать и изготавливать. Работы на выставке, в том числе картины на холсте, мебель и текстиль, оживают со звуком и поэзией.»
Химид родилась на Занзибаре в 1954 году и переехала в Англию до своего первого дня рождения. Став взрослой, она изучала театральный дизайн в Уимблдонском колледже искусств и получила степень магистра истории культуры в Королевском колледже искусств. Но, несмотря на ее учебу, ее искусство преимущественно приняло другой оборот. «Меня стало больше интересовать реальная жизнь [чем создание декораций для спектаклей]», — говорит она.
В 2010 году она была назначена MBE за заслуги перед искусством чернокожих женщин; в 2017 году получила премию Тернера; а в 2018 году она получила CBE. Ее эмоциональные работы также были куплены известными людьми, в том числе итальянским коллекционером произведений искусства Валерией Наполеоне, у которой дома висит «Ее принты на мне» (2017), как видно из журнала W. Куратор Зои Уитли и художница Джой Лабинджо назвали ее источником вдохновения. «Ключевой урок, который я усвоил, — это тот, который Химид преподал мне в самом начале: слушайте артистов», — сказал Уитли Artsy.
Я использую юмор — злобный британский юмор, который можно найти в карикатурах — Лубайна Химид.
«Вначале я пыталась заполнить некоторые из этих пробелов в истории и рассказать о людях, которые внесли вклад в культуру Европы», — говорит Химид о своих ранних работах, отмечая, что она также изучала истории об экономике Европы.Художница говорит мягко и размеренно в своих ответах, ее волосы собраны в фирменный свободный пучок. «Я сделал серию картин вокруг французского корабля под названием «Родер», который плыл с захваченными африканцами из Западной Африки в Карибское море».
На корабле среди порабощенных людей и экипажа быстро распространилась неизлечимая глазная болезнь, и «груз» утопил, чтобы торговцы могли получить страховку. «Вместо того, чтобы рисовать сотни людей, страдающих и умирающих, я хотел создать что-то, что передало бы ощущение абсолютной неспособности понять, что происходит».
На картине Химида Le Rodeur: Exchange (2016) изображена группа хорошо одетых чернокожих, собравшихся в современном архитектурном пространстве. У одной фигурки голова птицы, а другая держит небольшой кусочек узорчатой ткани. Сокуратор выставки Тейт Майкл Веллен пишет в каталоге: «[Женщина, похожая на птицу] кладет руку на плечо сидящего мужчины, который кажется погруженным в свои мысли, но ее присутствие не обязательно успокаивает или защищает. Ее бдительность желтые глаза смотрят на нас.».
Веллен также отмечает, что сшитый на заказ пиджак одного из других персонажей причинял ему дискомфорт. «На ее куртке маленький глаз — как пуговица — смотрит наружу», — пишет он. «Деталь глаза на женской куртке заставляет меня отступить, но уже слишком поздно, я уже в сцене, ощущая напряжение между фигурами и задаваясь вопросом о моем собственном отношении к ним».
Большая картинка
Химид считает свое творчество активистским искусством. «Есть кое-что, что я пытаюсь спровоцировать вас на изменение», — говорит она. Она была одним из основателей британского Движения черных искусств в 1980-х годах. Коллектив, также известный как BLK Art Group, был афро-карибского происхождения. Они выставляли концептуальное искусство по всей стране, критикуя отсутствие разнообразия в мире искусства и комментируя социальную политику того времени, в котором они жили. Класс, раса и пол играли неотъемлемую роль в творчестве Химида как тогда, так и сегодня.
Химид часто использует карикатуры 18-го и 19-го веков как инструмент, чтобы донести свое послание. Ее картины ссылаются на таких сатириков, как Уильям Хогарт и Томас Роулендсон, которые регулярно изображали цветных людей, чтобы продемонстрировать богатство белых британцев в своих картинах. «Я хочу делать работу, к которой вы не испытываете беспокойства», — говорит она, объясняя, что ее работа не требует исчерпывающего объема знаний для понимания.Вместо этого она использует разные приемы, чтобы зажечь разговор. «Я использую цвет, я использую текст, я использую узор, я использую юмор — тот злобный британский юмор, который можно найти в карикатурах».
Новаторская живопись — это создание чего-то, что оставляет мощное сообщение зрителю.
Одной из ключевых работ, созданных Химидом в 1980-х годах, была инсталляция «Модный брак» (1984–1986), названная в честь книги Хогарта «Брак по-модному: 4, туалет» (1743). Картина Хогарта высмеивала культурные обычаи элиты 18-го века. Точно так же «Женитьба Химида», в котором представлены 11 вырезок в натуральную величину, замечания о расизме и сексизме в мире искусства, а также об отношениях между Великобританией и США в то время. В творчестве Химида Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган занимают место влюбленных в оригинальной картине Хогарта, а две черные фигуры, почти незначительные в произведениях искусства 18-го века, стали ключевыми персонажами в произведении Химида.
Но именно ее нарисованные вырезы, сделанные два десятилетия спустя, принесли ей премию Тернера, сделав ее самым старым человеком и первой чернокожей женщиной, получившей эту награду. В инсталляции «Название денег» (2004) было представлено 100 вырезанных фигур в натуральную величину. Люди представляют порабощенных африканцев при королевских дворах Европы 18-го века.Химид дает каждой вырезке имя, личность и профессию, например барабанщика, танцора или картографа.
Кроме того, сопровождающий саундтрек дает голоса фигурам, которые говорят о своей личности до и после того, как их насильно увезли в Европу. Благодаря этой работе Химид предлагает историю, которая подчеркивает творческий вклад цветных людей в общество того времени, помимо их роли слуг.
Работа с вырезами позволяет Химид опираться на разные части своих художественных знаний. «Он объединяет все, что я знаю о зрителях и драме», — говорит она. Вырезы часто размещаются таким образом, что зрители обнажают необработанную деревянную спину нарисованных персонажей. «Мне очень интересно, чтобы вы знали, как я это сделала, чтобы вы могли заглянуть за спину», — добавляет Химид, еще раз подчеркивая, что ее работа не о красоте. Как говорит Дхаллу: «Этот расширенный способ повествования помещает аудиторию в центр действия, побуждая нас строить новое будущее и думать о новых способах перемещения по ландшафту, жизни и конфликтам».
Вместо того, чтобы создавать искусство, которое заставляет вас глазеть на его великолепие, Химид подчеркивает, что новаторская живопись — это создание чего-то, что оставляет мощное сообщение зрителю — и может просто сделать мир лучше и более знающим местом.
Лубайна Химид в галерее Тейт Модерн с 25 ноября по 3 июля 2022 года.
Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-то еще, что вы видели на BBC Culture, зайдите на нашу страницу в Facebook или напишите нам в Twitter.
А если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень bbc.com под названием The Essential List. Подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, доставляемых на ваш почтовый ящик каждую пятницу.